Постоянные читатели

четверг, 28 июля 2022 г.

Часть 1 ВПР по русскому языку содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.

При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:

1Орфографические минутки.

а) В с…дах,  з…мой,  на п…лях,  ст…рожей,  сн…гири,  цв…ты,  гн…здятся,  в л…сах, г…лова, в г…родах - списать слова, вставляя безударную гласную в корне.

б) Дом, домашний, домишко; ель, ельник, еловый; сосны, сосновый, сосенка; гриб, грибной, грибник – выписать слова парами: проверяемое и проверочное.

в) Выпиши слова, в которых пропущена буква и.

л…ства    м…дведь     л…сной  с…лач    пр…мой   кр…кливый   в…сенний    р…чушка

г) Выпиши словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква е. Устно обоснуйте свой выбор.

ехал по дорожк….                  прочитал в журнал….

думал о работ….                    работал без устал….

подошёл к деревн….              подплыл к Казан….

2.  Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.

Например:

Прочитай. Найди и исправь орфографические ошибки. Поставь пропущенные запятые. Спиши текст правильно.

   Быстра наступаит вечер в глухом лису. Тёмныи тени лижат под диревями. Пахнет в лису спелай земляникой сасновой смолой малодой хвоей. Скрылась за диревями вечерние сонце.

3.    Классификация слов по наличию морфем в корне слова.

Распредели слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

    Цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, гибкий, устный, рыбка, зимовье, грустный, пятно, редкий.

 

Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.

Упражнения в классификации согласных звуков.

1.    Прочитай слова.

Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.

Запиши, сколько в этих словах:  звуков [ д ] ____________      букв д ________________

2.    Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.

1.    лыжи      2.    поляна            3. огоньки         4. зацепить

3. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.

1) В слове чайки все согласные мягкие.             2) В слове чайки три слога.

3) В слове чайки букв больше, чем звуков.       4) В слове чайки нет звонких согласных.

4. Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.

1.    ветка, нитки, вулкан, петух.            2.    живот, дубок, шило, цепочка.

                              3.    лимон, цыплёнок, берёза, тюлень.

5. Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.

1.    Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.

   Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.

2.    Обведи номер слова, в котором есть приставка.

1.    доброта     2.    доктор                          3.    доучить          4.    доченька

3.  Разбери слово по составу:        раскраска.

4. Выпиши слова с нулевым окончанием.

Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.

5.  В «сказочном» языке есть слово бокаушка.

У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.

В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.

В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.

Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.

                                  Разбери по составу слово бокаушка.

6. Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.

1.    Прочитай текст.

     В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!

Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.

Калитки - __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2.    Прочитай предложения.

Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.

В толковом словаре есть три слова секрет.

1.    Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.

2.    Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.

3.    Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.

Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.

Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.

Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.

7. Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.

1.    Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.

Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.

2.    Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.

Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.

3.    Прочитай предложение.

Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.

Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.

Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.

4.    Прочитай предложение.

В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.

Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.

1.    В форме м.р., ед.ч., И.п.               2.    В форме ж.р., ед.ч., В.п.

3.    В форме м.р., ед.ч., В.п.               4.    В форме ж.р., ед., И.п.

5.  Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.

  У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.

6.   Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.

    Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.

7.    Запиши предложения, заменив множественное число единственным.

   Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.

8.    Выпиши глаголы 1 спряжения.

  Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.

9.    Прочитай предложение.

Однажды ранней весной я бродил по ельнику.

Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.

1.    В начальной форме.

2.    В форме прош.вр., ед.ч., м.р.

3.    В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.

4.    В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.

10. Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.

1) Ты идёшь сегодня на спектакль?

2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.

3) Рано утром вода в лужах замёрзла.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.