Постоянные читатели

пятница, 29 июля 2022 г.

 ВПР Русский язык Часть 2                                        Вариант 1

4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

                    Взяла, хозяева, звонит, понял.

5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

С крутого гребня холма съезжают лыжники.

              __________________________

6. Прочитай текст и выполни задания 614. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

     (1)В одной из египетских пирамид археологи нашли небольшой металлический диск. (2)Его отправили в химическую лабораторию и выяснили,что загадочный предмет является зеркалом.

      (3)Египетские зеркала были бронзовыми, но они давали нечёткое изображение и быстро темнели. (4)Египтяне делали и серебряные зеркала, в которых изображение было отчётливым, однако серебро со временем тоже тускнело. (5)Потом придумали стальные зеркала – и они быстро мутнели. (6)Наконец, в Венеции изготовили первое стеклянное зеркало, и долгое время венецианские мастера никому не раскрывали свой секрет. (7)Позднее французы нашли способ выделки больших зеркал из специального стекла. (8)На одно стекло уходило сто часов ручного труда. (9)Тогда же появилась мода украшать зеркалами комнаты, залы во дворцах. (10)Сегодня зеркальные стёкла вставляют в витрины магазинов, окна музеев, кораблей, автомобилей. (11)Делают и двусторонние стёкла: зеркало с одной стороны и прозрачное стекло – с другой.

    (12)Свойство зеркала «ловить» световые лучи и менять их направление стало применяться в научных лабораториях, в медицине, в военном деле. (13)Вогнутое зеркало используется и в осветительных приборах: электрических фонариках, больших фонарях, маяках, светофорах, прожекторах. (14)Вот такой интересный и нужный предмет – обыкновенное зеркало.

                             (По М. Свешникову)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

8. Задай  по  тексту  вопрос,  который  поможет  определить, насколько  точно  твои одноклассники  поняли  его  содержание.  Запиши свой вопрос.

_______________________________________________________________

9. Как ты понимаешь значение слова «маяк» («маяках») из 13-го предложения?

Запиши своё объяснение.

Маяк – это________________________________________________

10. Замени  слово  «обыкновенный»  из  14-го  предложения  близким  по  значению словом.   Запиши это слово.

Обыкновенный –____________________________________________

11. В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

_____________________________________________

12. Выпиши из 1-го предложения все имена существительные в той форме,

в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,

падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Выпиши  из  2-го  предложения  все  формы  имён  прилагательных  с  именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они

употреблены в предложении.

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение

Не в свои сани не садись.

Выражение Не в свои сани не садись будет уместно в ситуации, когда

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

ВПР Русский язык Часть 2                                        Вариант 2

4.  Произнеси  данные  ниже  слова,  поставь  в  них  знак  ударения над ударными гласными.

                Досуг, алфавит, кварталы, звонят.

 5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки

звонкие. Выпиши это слово.

По чёрным проталинам важно ходят грачи.

                                __________________________

6. Прочитай текст и выполни задания 614. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

      (1)Зима в тот год в Подмосковье выдалась суровая. (2)Если бы не собака, с которой надо гулять, я бы и на улицу не вылезал. (3)В одну из вечерних прогулок с собакой послышалось мне, что на сосне кто-то вроде бы шевелился, голоса подавал.

     (4)Вернулись мы с собакой домой. (5)Она легла спать, а ночью вдруг вскочила и помчалась с громким лаем в соседнюю комнату. (6)Что случилось? (7)Включил я свет, и вот чудо: на кресле сидят, тесно прижавшись друг к другу, три крохотные взъерошенные пичуги. (8)Оказалось, что они влетели в открытую форточку. (9)Я взял всех трёх, похожих на малых птенцов, в руки, отогрел и положил в корзину. (10)Летали птички по комнатам, как по улице.  (11)Но держались пичуги всегда вместе и спать ложились вместе, кучкой, рядышком.

        (12)Отпустил я их на волю, когда на улице чуть потеплело. (13)А позже узнал, что есть на свете такие птицы – корольки́, малые, но любые морозы переносящие. (14)В холод скрываются они в хвойных ветках, прижимаются друг к другу, пёрышки встряхивают, и вот – коллективная печка! (15)Один замёрзнешь, а вместе не пропадёшь!

                                                                                        (По С. Баруздину)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

8. Задай  по  тексту  вопрос,  который  поможет  определить,  насколько  точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

__________________________________________________________________

9. Как  ты  понимаешь  значение  слова  «форточка»  из 8-го предложения?  Запиши своё объяснение.

 Форточка – это________________________________________________

10. Замени слово «скрываются» (из 14-го предложения) близким по значению словом.Запиши это слово.

 Скрываются – _______________________________________

11. В 3-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

                                __________________________

12. Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме,

в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,

падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

13. Выпиши  из 5-го  предложения   все  формы  имён прилагательных  с  именами существительными,  к  которым  они относятся.  Укажи  число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________ 

14. Выпиши из 14-го предложения все глаголы в той форме, в которой они

употреблены в предложении.

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение

Сперва подумай, а потом скажи.

 Выражение Сперва подумай, а потом скажи будет уместно в ситуации, когда

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

четверг, 28 июля 2022 г.

 

ВПР. Русский язык. 4 класс. Варианты 1, 2.

Методика проведения диктанта

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

− Обучающиеся слушают.

− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

− Обучающиеся записывают.

− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова.

− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.

Текст диктанта

        Оля и Петя отдыхают летом на даче в деревне. Радуют глаз голубые брызги васильков, жёлтые головки лютиков, розовый клевер. В тишине летнего утра слышны только птичьи голоса и стрёкот кузнечиков.

       Дачный домик утопает в пышной зелени и цветах. Узкая дорожка за домом ведёт к широкой речке. На берегу речки дети наблюдают за стайками мелких рыб.

        В субботу вся семья отправилась на лодочную прогулку. Папа налегает на вёсла и ловко направляет лодку к другому берегу. Мама и ребята любуются чудесными кувшинками.

 Задания :

2.    Найди во 2–3 абзацах текста предложение с однородными подлежащими.

       Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

Ответ. _________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.    Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми.

       Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Ответ. _________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4.    Выпиши из текста 4-е предложение.

Ответ. _________________________________________________________

_______________________________________________________________

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

5.  Выпиши из текста 5-е предложение.

Ответ. _________________________________________________________

_______________________________________________________________

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

 

 

Часть 1 ВПР по русскому языку содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.

При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:

1Орфографические минутки.

а) В с…дах,  з…мой,  на п…лях,  ст…рожей,  сн…гири,  цв…ты,  гн…здятся,  в л…сах, г…лова, в г…родах - списать слова, вставляя безударную гласную в корне.

б) Дом, домашний, домишко; ель, ельник, еловый; сосны, сосновый, сосенка; гриб, грибной, грибник – выписать слова парами: проверяемое и проверочное.

в) Выпиши слова, в которых пропущена буква и.

л…ства    м…дведь     л…сной  с…лач    пр…мой   кр…кливый   в…сенний    р…чушка

г) Выпиши словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква е. Устно обоснуйте свой выбор.

ехал по дорожк….                  прочитал в журнал….

думал о работ….                    работал без устал….

подошёл к деревн….              подплыл к Казан….

2.  Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.

Например:

Прочитай. Найди и исправь орфографические ошибки. Поставь пропущенные запятые. Спиши текст правильно.

   Быстра наступаит вечер в глухом лису. Тёмныи тени лижат под диревями. Пахнет в лису спелай земляникой сасновой смолой малодой хвоей. Скрылась за диревями вечерние сонце.

3.    Классификация слов по наличию морфем в корне слова.

Распредели слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.

    Цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, гибкий, устный, рыбка, зимовье, грустный, пятно, редкий.

 

Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.

Упражнения в классификации согласных звуков.

1.    Прочитай слова.

Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.

Запиши, сколько в этих словах:  звуков [ д ] ____________      букв д ________________

2.    Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.

1.    лыжи      2.    поляна            3. огоньки         4. зацепить

3. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.

1) В слове чайки все согласные мягкие.             2) В слове чайки три слога.

3) В слове чайки букв больше, чем звуков.       4) В слове чайки нет звонких согласных.

4. Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.

1.    ветка, нитки, вулкан, петух.            2.    живот, дубок, шило, цепочка.

                              3.    лимон, цыплёнок, берёза, тюлень.

5. Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.

1.    Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.

   Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.

2.    Обведи номер слова, в котором есть приставка.

1.    доброта     2.    доктор                          3.    доучить          4.    доченька

3.  Разбери слово по составу:        раскраска.

4. Выпиши слова с нулевым окончанием.

Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.

5.  В «сказочном» языке есть слово бокаушка.

У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.

В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.

В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.

Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.

                                  Разбери по составу слово бокаушка.

6. Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.

1.    Прочитай текст.

     В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!

Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.

Калитки - __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2.    Прочитай предложения.

Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.

В толковом словаре есть три слова секрет.

1.    Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.

2.    Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.

3.    Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.

Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.

Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.

Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.

7. Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.

1.    Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.

Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.

2.    Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.

Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.

3.    Прочитай предложение.

Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.

Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.

Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.

4.    Прочитай предложение.

В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.

Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.

1.    В форме м.р., ед.ч., И.п.               2.    В форме ж.р., ед.ч., В.п.

3.    В форме м.р., ед.ч., В.п.               4.    В форме ж.р., ед., И.п.

5.  Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.

  У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.

6.   Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.

    Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.

7.    Запиши предложения, заменив множественное число единственным.

   Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.

8.    Выпиши глаголы 1 спряжения.

  Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.

9.    Прочитай предложение.

Однажды ранней весной я бродил по ельнику.

Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.

1.    В начальной форме.

2.    В форме прош.вр., ед.ч., м.р.

3.    В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.

4.    В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.

10. Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.

1) Ты идёшь сегодня на спектакль?

2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.

3) Рано утром вода в лужах замёрзла.

 

  Дорогие мамочки, поздравляю вас, с Днëм матери!  С этим самым добрым, светлым, нежным праздником!  Пусть все мамочки на земле будут здоров...